Концепция карельского рериховского
мемориально-культурного центра на о. Риеккалансаари
Очевидно предлагаемая концепция определяется местом карельского рериховского центра в смысловой структуре, созданного самими Рерихами, а также рериховским движением планетарного мемориального пространства, раскрывающего духовный и творческий путь Н.К. Рериха и его семьи.
Мемориально-культурный центр, посвящённый Карельскому периоду, прежде всего, должен освещать внутреннюю связь и творческую преемственность между двумя основными периодами жизненного пути Н.К. Рериха, – российским (петербуржским) и зарубежным.
В глобальной системе рериховских музеев Карельский мемориально-культурный центр может претендовать на роль его смыслового эпицентра, определяющего оптику целостного видения жизненного и творческого пути Рериха. Такая доминирующая роль Карельского центра определяется тем, что созданный Рерихом в Карелии проект духовного возрождения человечества, с одной стороны, являлся результатом синтеза творческих накоплений предшествующего русского периода, а с другой стороны, этот проект стал стратегическим смысловым стержнем всего последующего, зарубежного, периода жизни и творчества Рериха.
Карельский рериховский мемориально-культурный центр может также играть важную роль в раскрытии евразийского вектора устремлений Рериха. Николай Константинович видел Карелию, и в целом Север, с его древней арийской миграцией на юго-восток, как существенный фактор формирования большого евразийского пространства и культурной общности народов Евразии. Рерих видит Карелию в контексте евразийского пространства. Об этом свидетельствует такая деталь: герой повести «Пламя» создаёт серию картин «Айриана Ваэджа». В Карелии Рерих не только вынашивает план своей Центрально-азиатской экспедиции, но и в силу определённых событий получает практическую возможность её осуществления. Евразийские настроения нашли выражение в ряде картин, созданных художником в Карелии.
Но наиболее существенную роль Карельский рериховский мемориальный центр должен играть для освещения восточного вектора устремлений Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Карельский период стал временем формирования осознанного и целенаправленного сотрудничества семьи Рерихов с Учителями Востока в деле духовного возрождения человечества, в формировании планетарной культурной альтернативы «механической цивилизации».
Вот, что Николай Константинович в связи с этим пишет о задачах рериховского культурного центра:
«И из разных частей света сходятся странники и говорят между собой на едином языке понимания прекрасного. И мечтают они, чтобы каждая страна имела бы дом для единения всех молящихся и трудящихся в области искусства и знания. И обмен человеческих личностей, обмен всего лучшего в области духа даст будущее подлинное единение. И это единение даст тот новый мир, о котором тоскует каждое ещё живое сердце». «А чем мы владеем, чтобы победить механическую цивилизацию и возродить грядущую культуру духа? – спрашивает Рерих и отвечает, –
У нас имеется могучее заклятие. Имеется могущественная молитва духа – красота и мудрость». Вот эти основные силы созидания Нового мира мы хотим представить в создаваемом нами центре, а именно, красоту в виде Дома художников с выставочным залом и помещениями для творческих студий, а мудрость – в виде духовно-познавательного комплекса «Кольцо всезнания» (кольцевая галерея, совмещающая библиотеку и выставку картин с летним садом в центре).
В настоящий момент транспортная доступность в г. Сортавала, не только для жителей Москвы и С.-Петербурга, но и всего северо-запада России, открывает хорошие возможности для проведения в будущем центре разного рода летних чтений, семинаров и творческих фестивалей. Тематика этих мероприятий может определяться теми проблемами, которые вставали перед Рерихами в Карелии, – проблемами духовного возрождения и оздоровления современного человечества, вопросами формирования культуры духа и новой эволюционно-ориентированной духовно-экологической цивилизации.